Единая информационная служба
+7 (8182) 21-61-07

«Ребенок может учиться отлично, но платить за это непомерную цену» — Ирина Депутат о проблемах школьников в начале учебного года

07.09.2017 15:10:00
news
«Ребенок может учиться отлично, но платить за это непомерную цену» — Ирина Депутат о проблемах школьников в начале учебного года

Как выявить проблемы адаптации ребенка в новом классе или в новой школе? Почему сложно влиться в учебный процесс? Кандидат биологических наук Ирина Депутат, заведующая научно-исследовательской лабораторией прикладной психофизиологии САФУ, рассказала о том, с какими проблемами сталкиваются школьники в начале учебного года.

— Как начало учебного года влияет на психоэмоциональное состояние школьника? Может ли проживание на Севере стать дополнительным фактором ухудшения его состояния?

— Результаты исследований, в том числе и в работах сотрудников нашего Института медико-биологических исследований САФУ (Ю. С. Джос, А. В. Грибанов), указывают на значимые сезонные изменения состояния детей школьного возраста, проживающих в условиях Севера.

В период уменьшения продолжительности светового дня выявлено снижение уровня активации головного мозга у северян 16–17 лет. Это связано с адаптивными перестройками центральной нервной системы, происходящими через психоэмоциональное напряжение и развитие охранительного торможения мозга.

То есть осенью, в начале учебного года, старшеклассники, живущие на Севере, могут испытывать сложности с восприятием информации, неадекватными эмоциональными и поведенческими реакциями.

— Некоторые дети испытывают особые сложности с переходом в новый класс или в новую школу. Почему так происходит?

— На каждом новом этапе обучения (поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднее звено, в старшие классы) появляются новые условия, к которым ребенку необходимо привыкнуть. Иногда эти новые условия и требования превосходят возможности ребенка, изменяя его эмоциональное состояние. Существует даже такая форма эмоционального неблагополучия — «школьная тревожность», и она довольно распространена. Этот вид тревожности проявляется в виде повышенного беспокойства в ожидании плохого отношения со стороны педагогов и сверстников, в неуверенности ребенка в правильности своего поведения.

В целом причины эмоциональных проблем школьника могут быть разными. Например, страх перед неудачей или желание во всем быть первым могут быть вызваны учителем или родителями самого ребенка. Стремление взрослых повысить успеваемость школьника может проявляться в излишнем давлении на ученика, поощрении соперничества и в сравнении ребенка со сверстниками без учета его реальных возможностей.

— Чем грозит нарушение адаптации в школе?

— Плохим самочувствием, нежеланием общаться со сверстниками, отсутствием интереса к учебе и страхом перед выполнением школьных заданий. Ребенок может испытывать чувство неполноценности по отношению к товарищам, проявлять к ним агрессию и враждебность или наоборот быть слишком застенчивым.

Чрезмерно высокий уровень тревожности проявляется в общей дезорганизации поведения. При этом ребенок может учиться хорошо и отлично, но «платить» за это непомерную цену — находиться в состоянии постоянного внутреннего конфликта, постоянно переживать страх неудачи.

— Как можно помочь ребенку, испытывающему такие проблемы?

— Таким детям необходима психологическая поддержка со стороны родителей и, по возможности, специалистов-психологов, способных снять эмоциональное напряжение ребенка. Психолог также разъяснит родителям их роль в процессе школьной адаптации и в развитии личности ребенка в целом.


Возврат к списку